Проект

"ИСТОКИ"

Без корня и полынь не растет.

«Истоки» - это проект, направленный на поддержку детей, познавших беду и оказавшихся в условиях психологического стресса. Программа ставит своей целью получение такими детьми духовно-нравственной поддержки, помощи в выборе их будущих профессий, а также формирование у юношества активной гражданской позиции, патриотического мировоззрения и целеполагания.

 

Аннотация проекта

 

Любовь к своему Отечеству, к родному краю, желание видеть родной край социально обустроенным — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в человеке в детстве, в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о Родине, её истории, культуре, достижениях, тем более действенно скажутся они в формировании патриотизма человека уже взрослого и зрелого.

 

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности. Изучение истории родной земли, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей и юношества патриотизма. 

 

В душе каждого человека живёт любовь к родному городу, краю, области, к местности, где он родился и вырос, к своей Родине, где жили его предки и где живёт он сам. И чтобы эта любовь никогда не угасла, чтобы каждый смог пронести её через всю жизнь, чувство это надо поддерживать и воспитывать.

 

Духовно-нравственным, военно-патриотическим воспитанием юношества занимаются сегодня государство, общественность и школа. Российский фонд с названием «Руспомощь» также не может обойти это направление работы стороной. Регулярно мы помогаем детям из детских домов, которые волею судеб оказались без родительской опеки и воспитания. У таких детей искалеченные судьбы, деформированное мировоззрение и целеполагание. Развитие таких детей, которые познали потрясения, идет по особому пути, они рано взрослеют, у них формируются специфические черты личности, поведения. Проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается актуальной и острой.

 

Среди них много способных и талантливых. Эти дети могут и должны в будущем стать «резервом», развивать наше общество, созидать и строить государство. Наша основная задача – протянуть им «руку помощи», дать им шанс самореализоваться, приобщить их к труду, обозначить духовно-нравственные ориентиры.

 

Цели и задачи:

 

  • воспитать у детей, познавших беду, чувство достоинства, желания гордиться традициями своей страны, её историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства;
  • воспитать патриотов, деловых инициативных и здоровых людей;
  • привить молодым людям «чувство корня» и сопричастности к славным делам предыдущих поколений;
  • предоставить возможность детям из «горячих точек» и детских домов самореализоваться и получить «путевку в жизнь»;
  • воспитывать любовь к труду и уважение к профессиям;
  • психолого-педагогическая помощь, выявление, формирование и учет индивидуальных способностей детей;
  • создать благоприятные условия для взаимодействия всех участников программы (профильные ведомства, профориентационные площадки и профессиональные сообщества, детские дома, школы, педагоги, работодатели и другие участники);
  • организовать обмены между учебными заведениями и профориентированными площадками.

Актуальность

 

Борьба «за умы» молодого поколения, лояльно настроенного к своей стране , становится сегодня актуальной задачей и государства и общества. Дети, не знающие истории своей страны, своих истоков, не уважающие труд, не способны стать полноценной силой, развивающей страну. Для того, чтобы духовно-нравственное формирование детей происходило согласно процессам развития и укрепления страны, необходимо инициировать и создавать им ту среду, в которой будут идти правильные, общественно необходимые процессы.

 

Дети сегодняшнего дня неизбежно будут управлять предприятиями, учреждениями, государством завтра, послезавтра, через 15 - 20 лет. Они будут воплощать в жизнь то, что они воспримут сегодня в обществе в качестве ценностей жизни, базовых ориентиров, целей, принципов, мотивов деятельности. Важно, как они воспримут отношение к себе, на какие свои способности и навыки будут опираться, какой станет и как воплотится на практике их детская мечта? Кому они поверят? Какому мировоззрению последуют? Какую духовную траекторию выберут? Какой цели посвятят свою жизнь? Как впишутся в социум и будут формировать этот социум?

 

В связи с имеющейся тяжелой жизненной ситуацией, в которой живут сегодняшние воспитанники детских домов, многие из них (особенно выпускники) подчас испытывают затруднения с выбором своего пути, с поиском своего места в жизни. Для них непонятен ответ на серьезный вопрос - в каком качестве и какую пользу они принесут себе и обществу? Многие из них живут в неблагополучных условиях с ощущением брошенности и ненужности.

 

Эти дети - уязвимая часть общества, которой легко можно навязать ложные ценности, криминальное мышление и нравственно идеологические установки.

 

Поэтому само время диктует необходимость воспитания гражданина своей страны с целостным, здоровым мышлением, «вооружение» его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в обществе, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Необходимо воспитывать личность, владеющую методом познания и преобразования действительности, с духовно-нравственными установками на созидание.

 

Целевая аудитория

 

  • подростки и юношество из детских домов – как наиболее уязвимая возрастная категория, переходящая в «мир взрослых» и практически лишенная сегодня широкого общественного внимания по причине сложности работы с ними и определенной закрытости заведений, в которых живут дети.
  • заинтересованные в целях проекта организации, сообщества, люди.

 

Состав мероприятий:

 

  • организация летних лагерей труда и отдыха;
  • целевых выездов групп детей по согласованной с профессиональными сообществами программе;
  • организация занятий, мастер-классов по обучающим программам;
  • привлечение к реализации выставочных и культурных проектов школьников;
  • организация фестивальных программ и творческих конкурсов;
  • организация экскурсионных программ;
  • организация IT- проектов;
  • организация системы дистанционного обучения профессиям (он-лайн обучение);
  • создание специализированного интернет - ресурса для общения между сверстниками и обмену творческими идеями;
  • организация встреч детей с медийными личностями и общественными деятелями, известными в разных сферах науки, искусства, спорта и т.п.
  • организация выезда групп детей на археологические раскопки и в экспедиции.

Механизм реализации:

Проект реализуется поэтапно, увеличивая количество участников по мере его развития и всесторонней поддержки.

 

1-й этап. Пилотный.

 

На отдельных пилотных площадках нашими специалистами апробируется модель реализации проекта и оценивается его эффективность.

 

Площадки.

 

1. Фермерское хозяйство в д. Трошино, Вязьминский район, Смоленская область.

 

В течение года организуются выезды в хозяйство групп детей для ознакомления в экскурсионном режиме с сельским хозяйством, животноводством.

 

В программе посещения хозяйства:

 

- «живой контакт» с коровами, свиньями, козами, овцами, страусами, домашней птицей и лошадьми;

   - получение навыков ухода за животными, знакомство с основами фермерского дела;

- иппотерапия;

- экскурсионные программы в Вязьму.

 

В летний период здесь открывается летний лагерь труда и отдыха где дети проходят курсы фермерского дела, получают Свидетельство, а также отдыхают и оздоравливаются.

 

2. Духовно-патриотический казачий лагерь "Предтеченский городок". Город Азов, Ростовская область.

 

На базе лагеря дети проходят начальную военную подготовку, укрепляют веру в себя, обретают духовность, учатся новому и полезному делу, находят добрых друзей.

 

В течение года проводятся он-лайн семинары и конференции, в летний период отправляются группы детей для прохождения курсов с получением Свидетельства.

 

3. Центр гражданского патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Город Тула.

 

Наши воспитанники в течение года проходят он-лайн курсы по программам Центра, в ознакомительно-экскурсионном режиме знакомятся с Центром и городом-героем Тулой.

В летний период воспитанники проходят курсы подготовки в детских лагерях патриотической, духовно-нравственной направленности, профильных лагерях по допризывной подготовке, полевых лагерях и соревнованиях «Юный спасатель», «Школа безопасности».

 

2-этап. Практический.

 

На основе полученного опыта, мониторинга эффективности проекта и конечных результатов, данная практика расширяет свою географию и охватывает большее количество участников.

 

К реализации проекта привлекаются профессиональные сообщества (музейная сфера, туристическая отрасль, аграрные объединения, инженерные сообщества, творческие объединения и др.), выпускаются методические пособия и привлекаются СМИ.

 

Прогнозируемые результаты:

 

  • Поддержка и психологическая реабилитация детей из детских домов;
  • апробация и внедрение в практику работы с проблемными детьми новых методик;
  • выявление и раскрытие у детей способностей и профессиональных навыков;
  • заполнение духовно-нравственного вакуума позитивными установками;
  • привлечение интереса детей к историческому и культурному наследию своей страны.
  • подготовка «гражданского резерва» для развития нашей страны.